|
Маюров А. Н. Трезвенническая политика
Трезвенническая политика – комплекс мер, направленных на контроль предложения и/или воздействие на спрос на алкогольные изделия среди населения /обычно страны/, включая образовательные и лечебные программы, контроль над алкоголем включая снижение потребления до нуля, стратегии формирования здоровой, трезвой личности и т.д., подразумевая необходимость координации усилий правительства с точки зрения общественного здоровья и/или общественного порядка. Этот термин возник в Скандинавских странах и широко распространился с 1960-х годах.
Политика отрезвления – комплекс мер, направленных на производство и продажу табака, алкоголя и других токсических веществ, на мотивацию людей жить трезво, т.е. на сознательный и принудительный отказ людей от алкоголя.
Несмотря на широкую дискуссию в российской печати о том, что пора уже выработать трезвенническую политику, её пока так и нет на государственном уровне. Заместитель министра здравоохранения и социального развития Геннадий Онищенко однажды заявил: "Нужна государственная алкогольная политика в стране". Конечно, лучше бы её назвать "антиалкогольной политикой", а ещё лучше – политикой трезвости или трезвеннической политикой.
Цель трезвеннической политики – полное решение алкогольной проблемы (то есть полная ликвидация производства и продажи алкоголя) в стране и ликвидация негативных социально-экономических, нравственных, духовных и медицинских последствий употребления алкоголя, воспитание нового трезвого поколения.
Глубинная суть проводимых социально-экономических квазиреформ в России: включение России в мировую экономику и "новый мировой порядок" по планам проалкогольной, протабачной и пронаркотической мировой закулисы, что объективно возможно сделать, только расчленив страну на десяток псевдонезависимых государств, установив полный контроль над нашими ресурсами и сократив населения до 30-15 млн. человек. По существу, речь идет об уничтожении России, русского и всех других коренных народов страны.
Одним из основных инструментов физического уничтожения народов, населяющих Россию, подрыва их интеллектуально-творческого, духовно-нравственного потенциала является алкоголизация и наркотизация населения, по сути, развертывание алкогольно-наркотического террора против жителей нашей страны (1).
Стратегическая цель движения: полное отрезвление всего народа, сохранение России как самобытной региональной цивилизации. Восстановление ее статуса мировой державы возможно только на основе отрезвления народа, в первую очередь его наиболее социально активной части – молодежи.
Отрезвление страны есть фундамент духовного, нравственного, экономического и демографического возрождения России.
ТОЛЬКО ТРЕЗВАЯ РОССИЯ СТАНЕТ ВЕЛИКОЙ!
Основной стратегической целью трезвеннического движения России является: трезвость народа, которая достигается поэтапно:
Стратегические задачи трезвеннического движения: расширение социального слоя сознательных трезвенников; принятие законов, обеспечивающих в России трезвость народа; информационная подготовка общества к формированию трезвых убеждений и к трезвой политике государства. Среди тактических задач одной из первых является организационное строительство трезвеннического движения.
С целью расширения социального слоя сознательных трезвенников необходимо:
1. Пропагандировать своим собственным примером трезвый, здоровый образ жизни, делать его привлекательным для самых широких слоев населения;
2. Считать приоритетными для работы по формированию трезвых убеждений следующие социальные группы:
- подрастающее поколение, учащиеся школ и других учебных заведений;
- лица, принимающих решения: руководителей всех уровней, депутатский корпус;
- сотрудники средств массовой информации;
- работники системы образования;
- актив политических партий и общественных движений; (2)
3. Эффективно сочетать методы информационно-психологического воздействия ("шоковая терапия") и проведения курсов по методу Г.А.Шичко (3).
С целью законодательного обеспечения трезвости народа реализовать "Программу первоочередных мер государственной антиалкогольной политики" на федеральном, региональном и местном уровнях:
1. Принять Программу на рассмотрение в законодательные органы федерального, регионального и местного уровня;
2. Добиваться поддержки в реализации Программы политическими партиями, общественными организациями и движениями.
С целью информационной подготовки общества к формированию трезвых убеждений:
1. Наращивать издание и распространение научных, методических и популярных пропагандистских материалов, в первую очередь с использованием современных форм представления информации: интернет, CD/DVD, видео, телевидение, радио и т.д.
2. Развивать систему постоянного информационного обмена пропагандистскими материалами между структурами трезвеннического движения в рамках проекта "Электронная Трезвая Россия";
3. Формировать архив научных, методических, исторических информационных материалов для широкого практического использования.
С целью организационного строительства трезвеннического движения вести планомерную работу по консолидации в рамках российского общественного движения "Трезвая Россия", деятельности самых различных общественных объединений, государственных и коммерческих структур, отдельных граждан, разделяющих настоящие стратегические цели вне зависимости от их политических взглядов, национальной или конфессиональной принадлежности.
Исходным положением в оценке существа проблемы потребления алкоголя должно стать ее понимание как высоко социально значимой, системной, многоуровневой и многоаспектной проблемы, в центре которой находится трезвая, здоровая личность, взаимодействующая с социальной средой. Защита личности от негативных влияний, формирующих у нее зависимость от алкоголя, обеспечивается воздействием средовых факторов разного уровня: семьи, малых неформальных групп, коллективов, других различных социальных институтов, движением за здоровый, трезвый образ жизни, отрезвление общества в целом. Объектом защиты должны явиться не только и не столько страдающие алкоголизмом или члены их семей, но и все граждане, так или иначе страдающие от негативных последствий одурманивания алкоголем, а главное – подрастающее поколение, творческая интеллигенция и лица, принимающие государственные решения.
Признание приоритета трезвой личности, защита трезвеннических прав граждан и интересы государства по отрезвлению народа являются важнейшими принципами трезвеннической политики.
Среди принципов трезвеннической политики выделим:
1. Принцип гуманизма: ориентирует всю политическую деятельность государства в защиту трезвого человека как высшую социальную ценность, цель общественного развития, критерий оценки всех сфер жизни.
2. Принцип патриотизма: ориентирован на уважение к отечественному трезвенническому потенциалу и его умножение, опору на собственный трезвенный опыт, в частности своего предприятия, района, города, субъекта федерации РФ.
3. Принцип научности: ориентирован на учет новых научных собриологических достижений в разных отраслях знаний. Неприемлем и бездумный метод проб и ошибок, который порождает блуждание в лабиринте тупиковых вариантов. Только научно обоснованные трезвеннические программы и разработки способны эффективно решать проблемы наркотизма.
4. Принцип комплексности: нацеливает на понимание трезвости общества или региона, района или предприятия как целостного социального организма, в котором существует взаимосвязь множества составляющих подсистем.
5. Принцип государственности: нацелен на усиление роли государства в вопросах противостояния наркотизму и формирования здорового, трезвого образа жизни у населения.
6. Принцип системности: предполагает:
а) разработку программных трезвеннических профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной, трезвеннической и наркотической ситуации в стране или регионе;
б) системную организацию трезвеннической профилактической деятельности.
7. Принцип стратегической целостности: означает четкое определение единой долгосрочной стратегии трезвеннической профилактической деятельности, из которой вытекают как основные стратегические ее направления, так и конкретные тактические решения, в том числе отдельные целевые мероприятия и акции по отрезвлению страны, региона, конкретного человека.
8. Принцип многоаспектности: ориентирует на обязательное сочетание различных аспектов профилактической трезвеннической деятельности: личностно-центрированного, поведенчески-центрированного и средо-центрированного. Личностно-центрированный аспект предполагает действия, направленные на позитивное развитие трезвеннических ресурсов личности; поведенчески-центрированный аспект – целенаправленное формирование у личности прочных трезвенных навыков и стратегий стрессо-преодолевающего поведения; средо-центрированный аспект – активное формирование эффективных трезвенных систем социальной поддержки, – в том числе в рамках так называемого Единого территориального превентивного и реабилитационного пространства.
9. Принцип ситуационной адекватности в трезвеннической политике: означает ее максимальное соответствие реальной социально-экономической и собриологической ситуации (на территориальном, локальном уровне). Для его обеспечения необходим постоянный мониторинг этой ситуации и контроль за результатами целевой трезвеннической деятельности.
10. Принцип континуальности: предполагает обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянного развития и усовершенствования процесса профилактической трезвеннической деятельности.
11. Принцип солидарности: означает солидарное межведомственное взаимодействие и взаимодействие между государственными, общественными, частными структурами в трезвеннической сфере с использованием системы государственных социальных заказов.
12. Принцип легитимности: предполагает реализацию целевой собриологической деятельности только на основе принятия ее трезвеннической идеологии и доверительной поддержки большинством населения.
13. Принцип полимодальности и максимальной дифференциации: ориентирует на гибкое применение в профилактической трезвеннической деятельности самых различных подходов и методов работы с их необходимой дифференциацией в возрастном, половом и контингентном плане.
14. Принцип демократичности: отказ от командно-директивной системы управления, которая сковывает трезвенническую деятельность. Здесь необходимо гармонично применять принцип "запрет плюс отказ".
Потребление алкоголя вызывает многочисленные негативные социальные и медицинские последствия, приводит к физической и нравственной деградации человека. Все это предопределяет необходимость проведения гибкой, но твердой, направленной на полное отрезвление общества, трезвеннической политики, предусматривающей широкий спектр разнообразных по содержанию и направленности мероприятий.
Корень проблемы заключается в том, что модель трезвенника для многих людей и модель "культурно" пьющего сильно отличаются. Вероятно, статистика "портится" и тем, что среди многих непьющих людей большая часть не пьёт, имея уже хронические зависимости и различные заболевания. Решением данной проблемы может быть комплексное и всеобщее изменение традиций в обществе, которые позволяли бы всем слоям общества безусловно повышать свой уровень жизни, отказавшись от алкоголя.
Среди методов, дающих наиболее быстрый отклик, выраженный в ликвидации потребления алкоголя, является снижение доступности: резкое повышение цен на алкоголь, системное уменьшение количества точек продаж алкоголя вплоть до нуля. Ограничение доступности даёт самый быстрый отклик, но эта мера в отдельности является менее надёжной, т.к. слабо меняет убеждение людей. Конечно, ограничение доступности само по себе играет позитивную роль. Оно формирует правильную психологию и показывает, что алкоголь – это не повседневное изделие, а самая настоящая отрава для жизни общества и человека. Прогрессирующее ограничение доступности на уже подготовленной почве (наличие трезвенной субкультуры, распространённость лекций и бесед об алкоголе, переориентация СМИ с "культуры" пития на культуру трезвости) может вовсе вытеснить алкогольные традиции, но для этого нужен не один год. Кроме того, важно не только ввести закон трезвости, но ещё важнее и сложнее его сохранить на вечные времена.
Эффективная политика отрезвления должна быть направлена, как на сознание людей так и на сферу их мотивации и поведения. Мерами по изменению убеждений являются:
- Разовые лекции и беседы и особенно курс занятий по вопросу трезвого образа жизни, здоровья и патриотизма с акцентом на социальную составляющую и самосознание себя как духовной личности;
- Активная наглядная эмоциональная социальная реклама по вопросам трезвости через короткие видео-ролики и художественные фильмы;
- Превращение движения "Общее дело" в по-настоящему общее дело;
- Вовлечение молодёжи в процесс отрезвления (проведение конференций, конкурсов плакатов, рефератов, других работ, участие молодёжи в пикетах, демонстрациях);
- Пропаганда альтернативного пьяному трезвого образа жизни. Имеется в виду широкая демонстрация поведения свободного от табака и алкоголя в кино, книгах, на телевидении, радио, в интернете, других средствах массовой коммуникации.
Методы, изменяющие убеждение опосредовано будут влиять и на законодательную инициативу. Дело в том, что порой для изменения законов, во-первых, не хватает давления снизу, а во-вторых, не хватает людей, готовых это давление реализовать законодательным путём. То есть, вложение государственных средств в антиалкогольное просвещение и снижение доступности инициируется общественным мнением с помощью людей, стоящих в "верхах" и озабоченных алкогольной проблемой. Чтобы законодательную инициативу реализовать, нужно создавать в обществе системное давление и последовательное воздействие снизу на депутатский корпус.
Проводя политику трезвости именно этим путём, мы предупреждаем ошибки прошлого, например, антиалкогольной кампании 1985 года. Снижение доступности в те годы спровоцировало снижение проблем, связанных с алкоголем (смертность, травматизм, заболеваемость и т.д.), но не изменило убеждений и поэтому при увеличении доступности все проблемы связанные с алкоголем вернулись назад. Сильно усугубило ситуацию и повсеместное внедрение проалкогольных убеждений. Целесообразно же проводить не импульсивную политику, а методично вырабатывать весь комплекс трезвеннических мер, с помощью которых люди безболезненно сами выбирали бы трезвый образ жизни.
Абсолютная реальность в обозримой перспективе полного вытеснения алкоголя из жизни российского населения требует официального признания обществом и государством принципа трезвости как основополагающего в разработке программы преодоления алкогольной беды и организации работы по ее претворению в жизнь.
Государство и общество, в лице его институтов, осуждают и пресекают любые формы употребления алкоголя и обязаны принимать необходимые меры общественного и правового воздействия по их предупреждению.
Трезвенническая политика выступает как неотъемлемая часть общей социальной политики государства, а ее содержание строится на объективном анализе причин и факторов распространения наркотизма как явления и учете реальных условий жизни и возможностей общества, в том числе исконно трезвых народных традиции и обычаев, отрицательного отношения населения к алкоголю. Поэтому работа по разрешению проблемы одурманивания алкоголем не может проводиться в отрыве от улучшения условий жизни людей, повышения их трезвенной культуры и нравственности. Отрезвление – это фундамент всей социальной работы, а не ее "полезное приложение".
При осуществлении трезвеннической политики предпочтение должно отдаваться мерам профилактического, культурно-воспитательного и образовательного характера, направленным на системное и осознанное ограничение потребления алкоголя, вплоть до полной трезвости. Опора на системные запреты и жесткий административный контроль, как показал мировой и отечественный опыт, обеспечивает устойчивый успех в борьбе за трезвость. Проводя трезвенническую политику, стоит учитывать опыт стран, где эта проблема решается успешно (Швеция, Норвегия, Исландия). В таких странах используется так называемая система пресса: снизу меняется убеждение, а сверху реализуется законодательная инициатива. И, таким образом, алкогольная проблема "выдавливается" из общества (4).
|
Успех трезвеннической политики обеспечивается созданием в стране широкой социальной системы профилактики любых форм потребления алкоголя, эффективного механизма управления этой системой и координации соответствующей работы различных государственных органов, социальных институтов и общественных организаций.
Успешное осуществление трезвеннической политики государством возможно лишь при условии сознательной и активной ее поддержки широкими слоями населения. Поэтому государство поддерживает участие общественных организаций, объединений, фондов в работе по профилактике наркотизма как явления, осуществляет в этих целях постоянное изучение общественного мнения относительно характера проводимых трезвеннических мероприятий и корректирует свою политику с учетом критических замечаний и предложений населения. Сложнее с этим в том обществе, где общественное мнение – в массе культурпитейное.
Устранение глубинных причин потребления алкоголя – сложный процесс. При формировании стратегии государственной трезвеннической политики должны быть определены наиболее актуальные, приоритетные ее направления:
1. Снижение доступности алкоголя вплоть до нуля;
2. Отказ от концепции "культурного" пития;
3. Формирование трезвеннических убеждений у каждого человека.
Концентрация на них внимания и усилий государства и общества позволит уже в ближайшие годы ослабить остроту алкогольной ситуации, резко снизить уровень антиобщественных проявлений на почве употребления спиртных изделий, улучшить здоровье населения.
Приоритетные направления трезвеннической политики в Российской Федерации на ближайшие годы
1. Усиление государственного контроля в области системного снижения доступности алкоголя
Для этого необходимо:
На первом этапе ужесточить контроль со стороны государства за производством и продажей спиртных изделий, производством этилового спирта и спиртосодержащих растворов из него. Свобода рыночных отношений в этой области недопустима, так как речь идет об изделии, употребление которого связано с риском развития у одних – болезненной зависимости от алкоголя, у других – различных форм устойчивого негативно-отклоняющегося поведения;
- На втором этапе разработать меры по полной ликвидации алкогольного рынка в стране в соответствии с уровнем трезвеннического воспитания населения, экономическими интересами государства. Стоит понимать, что эта мера может быть воспринята негативно только теми людьми и группами, которые не полностью осведомлёнными об алкогольной проблеме;
- Повсеместно настойчиво проводить политику полной ликвидации рекламы алкоголя, доступности спиртных изделий по времени и месту продажи. Ликвидация рекламы и ограничение доступности является важнейшим звеном формирования трезвенной психологии: "раз об этом заботится государство, значит пить не так уж полезно", люди начинают формировать в своём сознании и подсознании альтернативные стереотипы поведения без потребления алкоголя;
- По примеру Швеции и Норвегии обеспечить создание цивилизованных условий для резкого снижения спроса населения на алкогольные изделия и повышения культуры трезвости, что предполагает: изменение структуры торговли спиртными изделиями (один магазин на область, республику, расположенные в районе городских свалок), и одновременно – расширение сети безалкогольных предприятий различных форм собственности, предлагающих безалкогольные напитки в розлив, – ресторанов, кафе, безалкогольных баров и т.п.;
- Возложить на владельцев указанных предприятий обязанности создавать условия для культурного общения и отдыха людей и одновременно – серьезной ответственности за факты нарушение трезвенного законодательства в этих заведениях. При этом органы исполнительной власти должны принимать меры по экономическому стимулированию трезвенных предприятий;
- Обеспечить повсеместный, действенный контроль за соблюдением норм и правил производства и реализации алкогольных изделий в переходный период к полной трезвости;
- Разработать и внедрить систему более жестких мер экономической, административной и уголовной ответственности за нелегальное производство и реализацию спиртных изделий, а также за самогоноварение.
2. Формирование атмосферы общественного осуждения потребления алкоголя
Современная алкогольная ситуация диктует необходимость осуществления мер по радикальному изменению общественного сознания относительно места и роли алкоголя в жизни людей, питейных квази-традиций и извращенных пропитейных обычаев, определяющих алкогольные стереотипы поведения, так и мер по преодолению утвердившейся в обществе в последнее время морально-психологической атмосферы пассивности и равнодушия к проявлениям употребления алкоголя и выработке активной отрицательной позиции всего населения по отношению к употреблению спиртных изделий.
В решении этой трудной задачи внимание государства, органов культуры и образования, профессиональных и общественных объединений, всех средств массовой информации должно быть сосредоточено, в первую очередь, на настойчивом культивировании тех человеческих ценностей, которые, при условии их реализации, могут способствовать развитию трезвенных, позитивных альтернатив алкогольному потреблению. Следует активизировать работу в этом плане женских и молодежных общественных структур, поддерживать деятельность трезвеннических общественных организаций, взаимодействовать с различными религиозными конфессиями.
Необходимыми условиями успешной реализации этой задачи являются:
- Принципиальное изменение некоторых концептуальных положений, составляющих основу массовой воспитательной, трезвеннической и просветительной работы в этой области, – в первую очередь: определение четкой позиции общества и государства в отношении исконных традиций народа на трезвение;
- Активная ориентация на абсолютную трезвость всего населения страны и в первую очередь подростков и детей;
- Научное обеспечение содержания и методики ведения работы по целевому трезвенническому просвещению и воспитанию населения, разработка научно обоснованных методов и средств воспитательного воздействия на различные социально-демографические слои и профессиональные группы, значительное повышение компетенции и профессионализма в вопросах профилактики и преодоления потребления любых видов алкоголя, всех, кто призван этим заниматься;
- Создание системы ранней профилактики употребления алкоголя: разработка и внедрение программ обучения навыкам ведения здорового, трезвого образа жизни, целевых программ трезвеннической направленности для детей и подростков с широким использованием в этих целях системы учреждений дошкольного и школьного воспитания – с организацией в них соответствующих психолого-педагогических служб, а также с привлечением к участию в этих программах творческих, спортивных, туристических и других организаций, работающих в области досуга детей и подростков.
- Напрямую привлечение детей и молодёжи в трезвенническую культуру и трезвенническую деятельность. Опосредованная пропаганда через распространение трезвенной атрибутики (значки, футболки), трезвенных плакатов, вовлечение молодёжи в конкурсы плакатов, граффити, песен, клипов на тему трезвости.
Ограждение подрастающего поколения от алкоголя – основа основ трезвеннической политики государства. От успешности этого процесса во многом будет зависеть эффективность всей работы по профилактике и преодолению наркотизма как явления в стране.
3. Усиление социального контроля за лицами, чье поведение на почве употребления спиртных изделий ведет к нарушениям норм морали и права
В этой связи представляется целесообразным:
- Коренной пересмотр действующего законодательства об ответственности за административные правонарушения, связанные с алкоголем, и приведение его в соответствие с новыми экономическими и социально-политическими реалиями по полному отрезвлению общества;
- Повышение ответственности администрации на предприятиях различных форм собственности за проведение трезвеннической, профилактической работы с лицами, употребляющими спиртные изделия, организацию системы помощи им на рабочих местах, предусмотрев анализ мер, обеспечивающих экономическую заинтересованность предприятий в такой деятельности;
- Проведение в жизнь широкого комплекса социально-правовых мер, ставящих заслон приобщению несовершеннолетних к спиртному, ограждающих молодежь от употребления алкоголя, в том числе – введение более жестких мер ответственности родителей, приобщающих несовершеннолетних к любым формам алкогольного потребления, а также лиц, продающих спиртные изделия несовершеннолетним;
- Жёсткий контроль по применению санкций к лицам, управляющим транспортными средствами в состоянии алкогольного одурманивания, а также обеспечение объективизации экспертизы алкогольного одурманивания и внедрения в практику современных быстродействующих анализаторов алкоголя в выдыхаемом воздухе. Внедрение инновационных систем измерения содержания этанола в воздухе в зданиях и учреждениях, особенно в учебных, лечебных и детских учреждениях.
4. Создание эффективной, материально обеспеченной системы освобождения от алкоголизма и проведение медико-социальной реабилитации.
Для этого необходимо:
- Разработать новую концепцию собриологической помощи, предполагающую ее дальнейшую гуманизацию и широкое использование немедицинских (психотерапевтических, психологических, социальных, педагогических) методик работы с зависимыми и созависимыми;
- Разработать и внедрить более эффективные методы оценки и контроля собриологической, педагогической и психологической ситуаций в различных территориях и среди разных групп населения, и создать на их основе специальные социально-оздоровительные программы. Указанные программы должны включать в себя создание служб социально-собриологической помощи населению, организацию сети центров оказания консультативной и практической помощи зависимым и их семьям с участием собриологов, юристов, педагогов, психологов, социальных работников, алкологов, ювенологов и врачей. Основой для разработки системы по освобождению от алкоголизма может служить метод Г.А. Шичко, широко и эффективно применяемый в обществах трезвости;
- Разработать и реализовать комплекс мер по социальной поддержке лиц, страдающих алкоголизмом, и членов их семей.
Приоритет в собриологической, медицинской, психологической, педагогической и психоаналитической помощи должен принадлежать максимально раннему выявлению лиц с табачными и алкогольными проблемами, потенциальных пациентов из группы риска, зависимых на начальных стадиях – с обязательным участием в этом процессе врачей первичной общелечебной сети, семейных врачей, психологов, социальных работников, педагогов, психоаналитиков, собриологов, алкологов, валеологов.
Наркологическая, педагогическая и психологическая помощь должна быть многоступенчатой, нацеленной на последовательные процессы первичной профилактики, диагностики, оказания неотложной помощи, избавления, вторичной профилактики (предупреждение и купирование рецидивов у страдающих алкоголизмом), реабилитации. Развитие реабилитационного звена психоаналитической, психологической, собриологической службы способно существенно повысить эффективность ее работы и ее авторитет среди населения.
Социально-собриологическая помощь несовершеннолетним, употребляющим алкоголь и страдающим алкоголизмом, и целенаправленная коррекционная, психологическая, педагогическая и превентивная работа с ними должны всемерно расширяться и специализироваться, осуществляться отдельно от взрослых с привлечением специалистов по детско-подростковой психиатрии, психологии, педагогике, собриологии, соматической патологии.
Следует считать полезным функционирование, наряду с государственными и муниципальными, различных негосударственных структур психологической, педагогической, собриологической и наркологической помощи – при условии их лицензирования, сертификации специалистов и обеспечения строгого контроля за их деятельностью. Вместе с тем должны быть запрещены различные виды целительств, осуществляемые непрофессионалами, основной целью которых является нажива с помощью обмана и шарлатанства.
Таким образом, трезвенническая политика только тогда будет приносить положительные плоды, когда государство и общество будут системно и методично воздействовать как на спрос алкогольно-наркотических веществ, так и на их предложение. Другими словами; будет повсеместная наступательная работа по сокращению алкогольного прилавка до нуля и постоянная деятельность государства и общества по формированию здоровой, трезвой жизни.
Использованная литература:
1. Маюров А.Н. Алкогольно-наркотический геноцид России. – М.: МАТр, 2007.
2. См.: газеты "Соратник", "Подспорье", "Трезвая Россия", "Пока не поздно", "Вопреки", "Трезвый Мир", "Трезвый Петроград", "Трезвое слово" и "Мы молодые" за 2000-2009 гг.
3. См.: газету "Оптималист" за 2000-2009 гг.
4. Основы собриологии: лекции по антинаркотическому воспитанию. /Под ред. проф. А.Н.Маюрова – М.: Свободное сознание, 2003.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Участвовать в обсуждении публикаций могут только зарегистрированные пользователи. |
|
|