создать профиль 


Свидетельство
о регистрации СМИ
Эл № ФС77-57139
от 11.03.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

   темы (1)    печать

А. К. Демин: "Сейчас налицо перспектива захвата иностранцами рынка крепкого алкоголя"

Я занимаюсь этой тематикой с 1995 года. Можно сказать, что мы с коллегами наткнулись на проблему как на бревно, лежащее поперек дороги, причем не только у нас, специалистов, но и у страны в целом. Решение проблемы демографического кризиса невозможно в отрыве от решения проблемы, о котором говорится на самом высоком уровне. Как Владимир Владимирович Путин, так и Дмитрий Анатольевич Медведев очень настойчиво говорят, что проблему надо решать. Мы никак не сможем обойти эту тему. Без этого демографическое возрождение страны невозможно.

Хотелось бы подчеркнуть, что речь здесь идет именно о крепких напитках, поскольку правительство управляет тем, что у него еще осталось в руках – ведь пиво, как известно, фактически отдано иностранцам. Сейчас, на мой взгляд, также налицо перспектива захвата иностранцами и рынка крепкого алкоголя. Нам не приходится ждать от них пощады, поскольку, если мы посмотрим, как ведут себя глобальные табачные компании, захватившие наш рынок, то увидим и экспансию, и безжалостную эксплуатацию. Как вы знаете, сейчас у нас курят 50% беременных. С алкоголем ситуация будет точно такой же, поскольку люди приходят сюда за сверхприбылями, понимая, что такая ситуация не может сохраняться вечно и поэтому стараются взять все и сразу.

Поэтому, чем меньше акцизы, тем меньше ответственности, чем меньше спрос за последствия – тем привлекательнее этот рынок, и не только для нашей индустрии, а и для зарубежной. Тем больше будут давить на нашу страну, чтобы мы, с учетом условий кризиса, отдали ее, продали бы за копейки. Все мы помним периоды советской водочной политики, которые я бы назвал людоедскими, все помнят криминальные алкогольные дела разлива 1990-х годов, но если алкогольная тема будет отдана на откуп глобальному бизнесу, все это покажется детскими играми. Дарья Андреевна правильно назвала прошлые решения, снижавшие реальную цену алкоголя. Я бы только не стал ограничиваться 1991 и 1998 годами, потому что после 1986 года в этой области было сделано очень многое. Дарья Андреевна очень мягко назвала подобные решения "популистскими". На самом деле, в условиях политического кризиса было принято решение избежать рисков, затушив политическую активность общества, и прежде всего мужчин, дав им алкоголь. Круглые сутки дешево и доступно. Фактически, насаждалась алкогольная деморализация и деградация. Речь не шла о госдоходах, поскольку государство этими деньгами не интересовалось. Речь не шла о сохранении народа, поскольку только в 2000 году Владимир Владимирович Путин ясно сказал, что это у нас главная проблема. Последствия произошедшего "наркоза" для страны и народа ужасны. Из этой ситуации нам, по сути, еще долго выходить, последствия еще не преодолены.

Именно поэтому мы так обеспокоены вновь принятыми решениями, которые могут усугубить ситуацию. Есть риск, что политикам проще всего ответить на кризис удешевлением алкоголя, чтобы успокоить народ. Однако дело в том, что в результате употребления алкоголя люди не только успокаиваются, да и вообще, нам в нынешней ситуации не нужен спокойный народ. Я думаю, что, наоборот, для преодоления кризиса нам нужно социально активное население, мы должны стать конкурентоспособными в мире. Кроме того, в результате употребления алкоголя достаточно большая часть народа не только успокоится, но и упокоится. Здесь уже были названы цифры, и я думаю, что в сегодняшней России не найдется ни одного человека, который был бы готов подписаться под решением с такой социальной ценой. Мы говорим об общеизвестных вещах. "Русский крест" – падение рождаемости и рост смертности – он ведь рукотворный, он имеет под собой алкогольную основу. Конкретные имена авторов этих решений вошли в историю как позорные имена. Поэтому, если подобные политические решения будут сегодня приняты – они просто добьют страну, а мы увидим еще один виток их последствий.

Что алкогольный бизнес жужжит в уши руководству? Что повышение акцизов – это дорогая водка, в условиях кризиса потеря водки приведет к народным волнениям, потому что народу надо дать выход, успокоить его, но об этом мы уже говорили. Еще один аргумент, не выдерживающий никакой критики – это тема качества. "Качественная, дешевая, фабричная водка". Меня как-то пригласили участвовать в телепередаче, организованной производителями алкоголя. Как врачу и профессору мне был дан листочек, который я должен был зачитать. На нем было написано, что каждый гражданин страны имеет право на качественную и дешевую водку. Больше от меня, как от врача, они ничего услышать не хотели. Когда я отказался, это произвело фурор, редактор сказал ассистенту: "Ты кого сюда привела, я тебя сейчас об стенку размажу!" Вот так жестко формируется информационное пространство, и оболванивание, я думаю, идет не только на уровне населения, но и повыше. Алкогольщики изначально требовали снижения акциза в два раза, так что решение правительства следует признать до некоторой степени мужественным, они смогли отстоять свой тезис. С другой стороны, нам от этого не легче, последствия мы видим. Но двукратное снижение акцизов в нынешней ситуации, это, как говорится "тушите свет". Алкогольщики обещают правительству при снижении акциза повысить его собираемость, наполнить государственный бюджет – только не надо трогать водочную индустрию и ее сверхдоходы. Я наблюдаю эту группу товарищей, и вижу, что у людей "срывает крышу" именно от сверхдоходов. Это один из главных факторов, с которым надо справляться и акцизы здесь очень сильно нам помогут. Собираемость – тоже надуманный предлог.

Последний тезис, который я хотел бы вам предложить, это то, что выстроившаяся система государственного регулирования продаж крепкого алкоголя совершенно неполноценна. Есть хорошая поговорка: "У семи нянек дитя без глазу". Так вот, до последнего времени именно семь ведомств занимались различными фрагментами регулирования крепкого алкоголя. В созданное в начале года указом Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Госалкоконтроля, получившее неофициальное название "министерства водки", было подано "революционное" предложение обсудить вопрос лицензирования автоперевозок спирта. Какое может быть управление без решения столь очевидного вопроса? Тем не менее, он, оказывается, тоже не урегулирован. Кого поставили во главе Госалкоконтроля? Естественно, человека, который в этом разбирается. Кто у нас в этом разбирается? Алкогольный бизнес. Вот его представителя и поставили. Но ведь этот человек олицетворяет собой опасный конфликт между интересами индустрии и интересами государства. Думаю, это понятно любому юристу – вам ясно, кого я имею в виду.

Оглянитесь на нашу историю: не дрожали руки у руководителей страны, которые успешно вводили госмонополию на алкоголь в национальных интересах. А у нас транснациональный бизнес, по сути, распоясался, пишет под себя правила. Посмотрите на рынок пива. Мы его сегодня не обсуждаем, а пиво, тем не менее, прокладывает дорогу к потреблению более опасных напитков. Пиво, находящееся под контролем иностранцев, в соответствии с законом, продиктованным иностранцами, у нас вообще не является алкогольным напитком. Все мы над этим бьемся, а его все никак не признают. И население реагирует соответственно, воспринимая его просто как пищевой продукт.

Национальная Алкогольная Ассоциация – наше объединение производителей алкоголя – объявила о своем самороспуске. Что же они создали взамен? Они создали Национальный центр алкогольной политики, который консультирует наше правительство, они собирают под свою крышу разных колеблющихся и недостаточно информированных людей. Недавно на передаче, проводившейся телеканалом ТВЦ, я встретил человека, которого уже много лет знаю как руководителя Национальной Алкогольной Ассоциации, который представляется руководителем Центра алкогольной политики и начинает вещать как эксперт в интересах общества, в интересах государства. Мне пришлось попросить его не забывать и о том, что он отстаивает интересы алкогольной индустрии. Теперь, как это принято, создается даже общество ответственных потребителей алкогольных напитков. Эти люди хотят спрятаться за спинами населения, и, как это делают сейчас табачники, сказать, что они делают продукт, нужный людям. Однако, если посмотреть результаты опросов общественного мнения, станет ясно, что у нас огромный процент, даже большинство людей просят принять меры по алкогольной тематике, в первую очередь по крепкому алкоголю.

Самое последнее – Минздравсоцразвития. С него сейчас спрашивают, и мы видим, что министр Голикова над этой темой активно работает, решения проблемы вымирания народа. На самом деле, Минздравсоцразвития не участвует в регулировании этого самого главного процесса вымирания народа. Мировой опыт на сегодня говорит, что в самых успешных странах именно министерства здравоохранения руководят госалкогольмонополиями в национальных интересах, потому что только они смогут сбалансировать эту социально опасную отрасль как в интересах охраны здоровья населения, так и в интересах наполнения казны, то есть, в национальных интересах.

Источник: trezvpol.ru


Участвовать в обсуждении публикаций могут только зарегистрированные пользователи.

  Rambler's Top100  

Рейтинг@Mail.ru

   Яндекс цитирования  

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на сайт "Трезвая политика" (www.trezvpol.ru).
Copyright © 2008-2014 ООО "ИННОПРО"    E-mail: contact@trezvpol.ru