ТРЕЗВАЯ ПОЛИТИКА (NREZVPOL.RU) , trezvpol.ru
постоянный URL текста: http://www.trezvpol.ru/2_3290.html


Виктор Звагельский: "Мы постепенно вернем алкоголь в русло немодной продукции"

Своими мыслями об актуальных вопросах государственного регулирования алкогольного рынка делится член Комитета Государственной Думы России по экономической политике и предпринимательству В. Ф. Звагельский.


Член Комитета Государственной Думы России по экономической политике и предпринимательству
В. Ф. Звагельский
Фото: trezvpol.ru

Последние восемь, даже десять лет алкоголем вплотную занималась Федеральная налоговая служба – ничего плохого в самой службе нет, но, наверное, каждая организация должна заниматься чем-то своим, в данном случае собиранием налогов. Отрадно, что, наконец, появилось профильное ведомство. Пока рано говорить о каких-то конечных результатах, но "Росалкогольрегулирование" достаточно четко прописало свою программу. Когда эта работа начиналась, на момент начала антиалькогольной политики и программы мы имели по самым скромным подсчетам в обороте свыше 50% нелегального алкоголя. То есть, в переводе на народный напиток – водку, каждая вторая бутылка водки у нас была поддельная. Это не значит, что она была отравлена, но эта водка была контрафактной. Она, скорее всего, была выпущена на легальных предприятиях, но без уплаты акцизов, то есть являлась незаконной и контрафактной. Это – только официальная оценка, то есть без учета нелегальной продукции, выпущенной теми производителями, которые работали вообще без лицензии. Таким образом, реальная цифра могла превышать 60%. Вот с чем мы столкнулись два с половиной года тому назад, когда начали вместе с правительством прописывать эту программу. Программа достаточно всеобъемлюща, я думаю, что мои коллеги потом поподробнее на ней остановятся, но глобально она состоит из трех частей. Первая – это большой правительственный пакет, который мы делали достаточно долго и который направлен именно на введение жесткого государственного контроля над производством и оборотом алкогольной продукции. Я хочу, чтобы всем было понятно, что здесь не идет речь о пресловутой государственной монополии. Государственная монополия – это вещь модная, тренд, об этом очень много говорят, но никто не понимает, что это такое и как ее делать. На самом деле, необходимости в ней нет никакой, потому что в свое время, когда государство лишилось этой монополии, оно не озаботилось какими-то минимальными вопросами, связанными с регулированием алкогольной отрасли. Мы получили отрасль, которая была абсолютно законодательно разрегулирована. Если мы сейчас говорим о каком-то виде государственной монополии, то для этого должны быть какие-то экономические предпосылки, какие-то законы, которых сейчас просто нет. Говорить о госмонополии можно только в том случае, если вдруг система госрегулирования, которая сейчас, на мой взгляд, достаточно позитивно развивается, не оправдает себя. Повторю еще раз. Первое – это введение достаточно большого количества законов, правительственный законопроект, связанный с наведением порядка на рынке алкогольной продукции и введении там жесткого государственного контроля. Это касается как производства, так и торговли. Это и изменение правил лицензирования – тут очень много технических моментов, и, если будут вопросы, я постараюсь на них ответить. Второй пакет, который в большей степени разработан в недрах Госдумы и составляет тоже порядка 20 законопроектов, связан с ужесточением борьбы с тем же контрафактом, усилением борьбы с продажей алкоголя несовершеннолетним, упорядочиванием мест и времени продажи. Все это частично пересекается с правительственным законопроектом, и сделано это было совершенно осознанно, потому что мы сейчас не боремся за авторство, а боремся за то, чтобы законопроекты, которые мы считаем наиболее важными и необходимыми по времени, прошли как можно быстрее. К сожалению, мы сталкиваемся со скрытым и открытым противодействием различных структур, понятно, что здесь присутствует и достаточно серьезный лоббизм производителей алкогольной и пивной продукции. К сожалению, мы сталкиваемся с непониманием со стороны достаточно большого количества профильных министерств, которые вносят на наш взгляд совершенно необоснованные инициативы – в частности, пресловутая инициатива Министерства финансов. Я здесь высказываю свое собственное мнение, но последнюю инициативу с повышением акцизов, я, кроме как, мягко говоря, популизмом, никак назвать не могу. Обидно, что такое противодействие идет не только со стороны производителей, которые, вроде бы, должны быть в первую очередь заинтересованы в том, чтобы наши законы не проходили, но и со стороны профильных ведомств, которые по той же причине, в частности по непониманию, тормозят прохождение этих больших законопроектов. Второй пакет – тоже достаточно всеобъемлющий. Он в большей степени направлен на борьбу с нелегальной продажей, с продажей несовершеннолетним, на упорядочение правил торговли. Здесь больше 20 законопроектов, часть из них уже находится на рассмотрении в первом чтении, часть находится на отзыве в правительстве. Третий большой пакет, и наиболее сложный, в первую очередь финансово – это то, о чем мы уже начали говорить – пакет законов, в той или иной мере направленных на оздоровление нации, на снижение алкоголизации. Это пропаганда здорового образа жизни. Как бы формально такая формулировка не звучала, это очень большая работа, требующая серьезных законопроектов и очень больших финансовых вложений. Президент неоднократно выступал и называл цифры, которые нужны и будут выделяться из федерального бюджета на борьбу с алкоголизацией и пропаганду здорового образа жизни. На наш взгляд, да, думаю, и на взгляд в первую очередь Президента, эти средства далеко не достаточны. Поэтому у нас есть очень большой блок законопроектов, по которым мы планируем привлечь достаточно большие средства и на социальную рекламу, и на профилактику борьбы с алкоголизмом, и на пропаганду здорового образа жизни. Если это все пройдет, а здесь, к сожалению, мы встречали и встречаем очень большое сопротивление ряда отраслевых производителей, потому что это будут в первую очередь траты с их стороны, то мы постепенно вернем алкоголь в русло, к сожалению, обязательной, но немодной продукции и тем самым снизим алкоголизацию. Вот вкратце то, о чем я хотел сказать.

Выступление В. Ф. Звагельского состоялось в рамках проведенного РИАН круглого стола "Антиалкогольная политика, можно ли снизить потребление без "сухого закона".

Источник: trezvpol.ru