создать профиль 


Свидетельство
о регистрации СМИ
Эл № ФС77-57139
от 11.03.2014, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

   темы (1)    печать

Татьяна Дурасова, публицист

...А нам ВОЗ – не указ

По прогнозу ВОЗ, из 100 российских мальчиков, окончивших школу в прошлом году, доживут до пенсии всего 40 человек. Для большинства убийцей станет алкоголь. Надо думать, эксперты международной организации полагают, что антиалкогольная концепция по профилактике алкоголизма, принятая в России в прошлом году, не даст результата.

Сегодня в нашей стране продолжительность жизни мужчин менее 58 лет. Ощущение бездны то и дело прорывается в СМИ. Страшно. "Надо что-то делать! – восклицают авторы. И оговариваются: – Только не по-горбачевски".

Что же было особенного в реформе 1985 года? Впервые не объявлялся "бой пьянству". Было сказано о его преодолении. Альтернативой называлось не умеренное употребление и не "сухой закон", а воспитание трезвости – привычки жить без всякого алкоголя. Подчеркну слово "воспитание". Выдвигались и неотложные меры. Возрастной ценз употребления алкоголя – 21 год. Ограничение времени и места торговли спиртным – с 14 до 19 часов. Отодвинуть торговлю водкой подальше от школ, стадионов, транспорта. Не пить на работе. Не оскорблять пьяным видом нравственного чувства людей в общественных местах. Вот и все. Вроде ничто не противоречит здравому смыслу. Однако общественность не признала даже этого, она дружно заклеймила меры правительства. Поистине прав Александр Солженицын: мы готовы вытерпеть что угодно, лишь бы нам оставили водку.

Самый частый аргумент противников борьбы с пьянством – водочная торговля наполняет казну. Знакомый тезис. В 1925 году члены американской рабочей делегации спросили Сталина: "Почему передовое государство трудящихся торгует водкой?" – "Чтобы построить социалистическую индустрию, нам придется немного запачкаться", – ответил генсек. Тогда, в середине 1920-х, правительство отменило "сухой закон" 1914 года. Водку продавали везде. Привозили даже на заводы. Народ охотно поддержал политику партии. Миллионы полились в казну. Однако очень скоро высокие доходы стали перекрываться убытками. Участились прогулы и опоздания. Пьяные ломали станки и попадали в аварии. Упала производительность труда. В 1928-м доходы от спиртного составили 728 миллионов рублей, а убыток от него же – 1270 миллионов. Коэффициент убыточности "пьяного рубля" – 1,74.

Но гонка производства алкоголя продолжалась вплоть до 1985 года. С 1940 по 1983 год оно выросло в 17,7 раза. Через одну трубу в бюджет вливались алкогольные миллиарды, через другую, куда более широкую, выливались убытки. К 1985 году коэффициент убыточности алкогольного рубля достиг 3,54. Это был один из мощнейших факторов развала экономики страны.

Еще серьезно уверяли, что в результате кампании пить стали больше. Да, как только возникают ограничения, продукт раскупают даже без особой необходимости. Но есть и данные, которые противоречили этой логике. Впервые за три десятилетия пошел вниз показатель смертности. В 1985-м – 10,6 на тысячу жителей, в 1987-м – 9,7. Средняя продолжительность жизни увеличилась на три года: с 61,7 до 64,8. Иначе говоря, с мая 1985-го по май 1988-го сохранили жизнь полмиллиона человек. А за пять лет – миллион!

Конечно, в борьбе с пьянством середины 1980-х были и слабые стороны. Тем не менее мы, как часто у нас бывает, с водой выплеснули и ребенка, вместо того чтобы подкрепить горбачевские начинания рекомендациями ВОЗ, изложенными в "Европейском плане действий по борьбе с потреблением алкоголя". Россия подписала этот документ в сентябре 1992 года, но ни слова об этом не просочилось в нашу печать. А весь план насчитывал всего четыре пункта, которые уже успешно сработали в ряде стран мира.

Государственная монополия на производство и продажу спиртного. "Страшно, если в период приватизации алкоголь попадет в частные руки", – сказал директор Института алкогольных исследований Великобритании Дерек Ретерфорд. Именно это у нас и случилось.

Пьянство должно быть дорогим удовольствием. Замечено, что каждый процент снижения цены на спиртные напитки повышает их потребление. Напротив, повышение акцизов и, следовательно, цены алкоголя уменьшает число пьющих. Во всем мире бутылка крепкого сопоставима по цене с парой хорошей обуви. В Норвегии за виски надо заплатить 40 долларов. Не слушайте доброхотов, жалеющих семьи пьяниц. Пусть, мол, купит подешевле, останется детям на молоко. Не останется.

Полный запрет рекламы алкогольной продукции. Во Франции такой закон принят в 1991 году: все напитки крепостью более 1,2 процента считаются алкогольными и не могут рекламироваться в любых СМИ в любое время суток, а также на уличных щитах и во время спортивных соревнований. По мнению французских специалистов, этот закон сократил потребление алкоголя в стране на 24 процента.

Возрастной ценз. Как можно позднее следует знакомиться с алкоголем. Кое-где это 18 лет, во всех штатах Америки – 21 год.

...Помимо четырех условий есть еще требование жесткого контроля за их соблюдением. Иначе все уйдет в песок. Вот пример: 19-летних двойняшек президента Джорджа Буша задержали в баре при попытке купить пиво по чужому документу. А ведь мы, взрослые люди, предлагая детям шампанское, скажем, на выпускной вечер, совершаем правонарушение, которое называется "вовлечением несовершеннолетних в употребление спиртных напитков".

Источник: nvspb.ru


Участвовать в обсуждении публикаций могут только зарегистрированные пользователи.

  Rambler's Top100  

Рейтинг@Mail.ru

   Яндекс цитирования  

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на сайт "Трезвая политика" (www.trezvpol.ru).
Copyright © 2008-2014 ООО "ИННОПРО"    E-mail: contact@trezvpol.ru