Своими мыслями об актуальных вопросах государственного регулирования алкогольного рынка делится председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.
Я хотел бы поддержать выступление господина Звагельского, поскольку в последние полтора-два года мы видим, что есть некая целенаправленная программа по развитию всей ситуации и переводу ее в нормальное русло, есть регулятор, который отвечает за ситуацию на рынке. До сих пор на алкогольном рынке она складывалась по принципу "у семи нянек дитя без глазу". За рынок отвечали и ФНС и Минсельхоз, и Минэкономразвития. Сейчас, слава Богу, есть Росалкогольрегулирование, идет работа в правильном направлении по подготовке тех нормативных актов, про которые говорил Виктор. Легальная часть рынка эти инициативы целиком и полностью поддерживает. Более того, то, что уже сделано Росалкогольрегулированием в части тех полномочий, которые у него есть, я имею в виду введение минимальной цены – абсолютно правильный шаг. Если мне не изменяет память, по этому поводу говорили уже лет пять, но почему-то ни одно ведомство на себя ответственности по введению минимальной цены не взяло, хотя я не припомню ни одного случая, чтобы кто-то из чиновников выступал против введения минимальной цены. Росалкогольрегулирование установило минимальную цену, и это сразу принесло свои плоды и с точки зрения легализации рынка. Если вы сейчас пойдете по супермаркетам, другим розничным точкам, то нигде водки дешевле 80 рублей вы не найдете, хотя еще год назад практически в каждом магазине можно было найти водку по 40-50 рублей. Я и сотрудники той организации, которую я здесь представляю, очень внимательно отслеживают эту ситуацию. Это крайне позитивно и с точки зрения легализации рынка, и с точки зрения потребления, потому что очевидно, что если минимальный уровень цен поднимается, а он совершенно очевидно поднялся с 40-50 рублей до 89 – продукт становится менее доступен. Эксперты могут со мной не согласиться, но это совершенно очевидно так. Более того, в начале года было проведено исследование, которое, если я не ошибаюсь, делала Высшая школа экономики. Оно показало, что основную долю роста цен в рассматривавшейся потребительской корзине дала в первую очередь водка, потому что реальный рост цен составил порядка 10-15%. Соответственно, если уж был затронут вопрос с акцизами, то мы выступали, выступаем, и будем выступать категорически против тех инициатив, с которыми вышел Минфин. Мы считаем, что это может привести к непоправимым последствиям как с точки зрения ухода рынка в тень – очевидно, что при тех ставках, которые предложил Минфин, легальный продукт дешевле 150 рублей не будет, так и с точки зрения потребления, поскольку очевидно, что тот сегмент рынка, который сейчас занимаем мы – легальные производители будет занят производителями нелегальными. С точки зрения потребления ситуация вообще выйдет из-под контроля. Мы очень рады, что существует разработанная концепция по борьбе с алкоголизацией, принятая правительством. Есть очень четкий план, который надо реализовывать. Он учитывает все аспекты текущей деятельности, который министерства будут учитывать при разработке своих ведомственных программ. Что касается оптимальной цены, то у нас есть действующая редакция Налогового кодекса. На будущий год в нее заложена ставка акциза 231 рубль. При такой ставке минимальная цена уйдет чуть выше 100 рублей. Я считаю, что в текущей ситуации, при том уровне инфляции, который у нас есть, а Минэкономразвития заявляет, что она составляет 6%, мы имеем повышение цен на 10% – оно вполне адекватно и отвечает тем задачам, которые ставил Президент в своем бюджетном послании. Там было сказано, что ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию должны повышаться темпами, опережающими инфляцию. Это отвечает бюджетному посланию, это отвечает ситуации на рынке и главное – это позволяет не революционным, а эволюционным путем решить те очень сложные проблемы, которые сейчас есть на рынке. В первую очередь, конечно, это проблема значительного потребления алкоголя и второе – это проблема нелегального рынка, о которой все прекрасно знают. Сейчас речь идет о реализации того комплексного подхода, над которым работают и Государственная Дума, и правительство, и Росалкогольрегулирование. Работа идет сразу по нескольким направлениям – это и ужесточение продажи алкогольной продукции – от производителя и оптовика до розницы, идет также ужесточение ответственности. Позиции, содержащиеся в законопроектах, находящихся сейчас в правительстве и Государственной Думе в случае своей реализации – а я очень надеюсь, что они будут реализованы, безусловно дадут свой положительный результат.
Выступление Д. Е. Доброва состоялось в рамках проведенного РИАН круглого стола "Антиалкогольная политика, можно ли снизить потребление без "сухого закона"?
Последние новости
● В Красноярском крае планируют запретить продажу алкоголя после 21:00
● Трое белгородцев получили миллионные штрафы за торговлю левым алкоголем
● Разработан 5-летний план по сокращению потребления алкоголя
● Установлено, какая доза алкоголя ведет к повреждению печени при лишнем весе
● Жителя Судогды осудили за производство 32 тысяч бутылок алкоголя без лицензии
● В начале 2025 года в Башкирии от отравлений алкоголем погиб 41 человек
● Количество смертей от алкогольных отравлений в Башкирии снижается
● Жители Ростовской области стали пить меньше алкоголя
● "Купил незнакомец": школьник в Сочи скончался после выпитого алкоголя
● Почти на треть сократились продажи спиртного в Вологодской области
● В Китае для лечения алкоголизма начали вживлять "чип трезвости"
● Законы почти приняты: время и места продажи алкоголя урезают в Забайкалье
● В Минздраве РФ отметили результаты новых правил продажи алкоголя на Вологодчине
● Число отравлений алкоголем в Карелии снизилось
● Маркировку импортного алкоголя будут проводить только на территории РФ
● В Омске будут судить торговца контрафактным алкоголем
● Две жительницы Новоузенска ждут суда за сбыт контрафактного алкоголя
● Артур Парфенчиков поручил разработать программу по снижению потребления алкоголя в Карелии